ШКОЛЬНОЕ ИНИЦИАТИВНОЕ БЮДЖЕТИРОВАНИЕ
«Инициативное бюджетирование» не самый известный термин в школе. Чаще он используется в сфере государственного и муниципального управления и представляет собой ничто иное как «общее название, используемое для обозначения совокупности практик вовлечения граждан в бюджетный процесс в Российской Федерации, объединенных идеологией гражданского участия, а также сферу государственного и муниципального регулирования участия населения в определении и выборе проектов, финансируемых за счет средств соответствующих бюджетов и последующем контроле за реализацией отобранных проектов со стороны граждан».
При переводе с бюрократического на родной русский язык это определение обозначает вовлечение граждан в решение проблем местного значения. Вовлечение включает себя выдвижение гражданами инициатив по решению локальной проблемы, разработку соответствующих проектов, обсуждение и выбор наиболее важных инициатив, а также личное финансовое или трудовое участие в реализации собственного замысла Механизм инициативного бюджетирования позволяет гражданам участвовать в приоритизации (распределение задач в соответствии с приоритетами) бюджетных расходов.
соучастия
открытости (публичности);
равенства возможностей;
инициативности;
самоорганизации;
гибкой мотивации.
Процедуры инициативного бюджетирования позволяют реализовать идеи фактического участия граждан в бюджетном процессе, формируют проектную культуру и развивают коммуникативные навыки.
Любой педагог с легкостью наложит в уме влияние этих принципов и идей на развитие регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий, составляющих метапредметные образовательные результаты обучающихся и вспомнит то обстоятельство, что основной процедурой итоговой оценки достижения этих самых метапредметных результатов обучающихся согласно ФГОС, является защита итогового индивидуального проекта.
Совершенно несложно также будет провести аналогию между «участием в бюджетном процессе» и финансовой грамотностью обучающихся.
Иначе говоря, возможное применение технологии инициативного бюджетирования в школе фактически будет работать на выполнение требований Приказа Минпросвещения России от 31.05.2021 N 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 05.07.2021 N 64101), Приказа Минобрнауки России от 17.05.2012 N 413 (ред. от 11.12.2020) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 07.06.2012 N 24480), а также на реализацию Национальной стратегии повышения финансовой грамотности на 2017-2023 гг.